Виды наследования по закону хаммурапи

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Виды наследования по закону хаммурапи" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Брачно-семейное и наследственное право В Древневавилонском царстве (по законам Хамураппи)

Но, если этот человек, так сказать, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему (п. 136). «Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, — так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу». Дети, в этом случае тоже, вероятно, не возвращались.

Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу (п. 128): «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена».

Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). «Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека, и она родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека об обращении их в рабство «. Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей» (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Характерно, что дети в этом именуются не «детьми раба», но «ее детьми». Прочие рабы, видимо не имели и этих скромных привилегий.

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 — п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна». Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: «дети следуют за их отцами». Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время.

Судьи были нескольких уровней разных юрисдикций: общественные, храмовые и царские судьи. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма. Здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские судьи разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категориям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согрешившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обоих ожидала смертная казнь через утопление.

В системе наказаний преобладала смертная казнь (она упоминается более чем в 30 случаях), применяемая в самых различных формах: утопление, сожжение, закапывание в землю, сажание на кол. Были широко распространены членовредительские наказания (отсечение руки, пальцев, обрезание уха, языка), осуществляемое, как правило, по принципу «символического талиона» (сын, ударивший отца, лишался руки, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась груди; приемный сын, отрекшийся от отца, лишался языка и т.д.). Практиковались телесные наказания (избиение плетью), наложение знаков бесчестия, обращение преступника в рабство, изгнание из общины. Были широко распространены штрафы, которые вытесняли кровную месть. Штрафы за имущественные преступления, как правило, были очень большими: они в 10-30 раз превышали стоимость похищенного, особенно если речь шла о краже царского или храмового имущества. Невыплата штрафа каралась смертью. Практиковалась коллективная штрафная ответственность общины за преступления, совершенные на её территории. Если виновный не был найден – община полностью возмещала ущерб человеку ,ограбленному на её территории, а если ограбленный был убит, община выплачивала 60 сиклей серебра его родственникам (ст. 24).

Вместе с государством в странах Древнего Востока складывалась и система права. Наиболее полно сохранился свод законов Вавилонского государства, изданный в годы правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Этот свод законов был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы. Вероятно, базальтовый столб с текстом законов Хаммурапи был взят в качестве трофея одним из правителей древнего Элама. На столбе высотой около метров имеется рельефное изображение Хаммурапи, которому как бы Шамаш вручает свиток с текстом. Свод состоял из краткого введения, заключения и 282 статей (разбивка на статьи была произведена современными учеными). Полностью сохранились 247 статей, остальные удалось остановить по многочисленным фрагментам более поздних копий кодекса или законника. В судебнике не выделены не только статьи, но и разделы, однако специалисты выделяют несколько групп параграфов, связанных разными вопросами:

Другую группу преступлений (ст.1) составляли преступления против собственности: кража и грабежи, повреждение чужого имущества, мошенничество и др. Особой защитой закона пользовалась крупная дворцовая и храмовая собственность (за преступное посягательство на нее полагались либо смертная казнь, либо штраф в 30 кратном размере). За кражу с проломом стены преступник наказывался закапыванием в землю возле этой стены (ст. 21), за кражу во время пожара преступника бросали в огонь (ст.25). Тягчайшим преступлением являлась кража раба, а также его укрывательство в случае его бегства. Жестоким членовредительством (отсечение пальцев) наказывался цирюльник, сбривший с раба знаки его рабского состояния; лицо же, подговорившее цирюльника на такие действия наказывалось смертью. Убийство раба компенсировалось выплатой хозяину его стоимости.

2.Статьи с 6 по 126 анализируют право собственности, договор займа, поклажей, имущественные обложения. Внутри этого раздела можно выделить: статьи 6 – 14 о продаже без свидетелей и заключение соответствующего договора ст. 7, о наказании за содействие беглому рабу – ст. 15 – 20, о грабеже ст. 21 – 23, о воровстве на пожаре ст.25. Следующая группа статей регулирует имущественные права состоящих на царской военной службе — ст. 26-37. Далее следуют статьи об аренде земли и правилах водопользования (ирригациоными сооружениями). Здесь же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов – ст. 38-107, обращение в долговую кабалу. Определенный интерес представляют статьи, касающиеся способов возмещения вреда вследствие небрежного пользования обводными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие не возвращаемого долга — — ст. 53, 113 и др. Особую группу составляют статьи, требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию, не противодействие заговорщикам – ст. 108, обман соседей с мнимой кражей, а также статьи об отработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельствах против соседей, против жрицы или против жены свободного человека ст. 102-103, 14-117, 120-127.

Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, то они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

Читайте Также  анализ ипотеки

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для разбирания обвинений такого рода (п. 130 — п. 136)[2]. При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана ст 134 . При возвращении же воина из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время. Но, если этот человек, дезертировал, то его жена, после его возвращения назад не должна была возвращаться к нему п. 136. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Дворцовый раб или раб мушкенума могли жениться на свободных, и их дети считались свободными (п. 175). Вдова такого раба, если она была свободной имела право забрать свое приданое и половину совместного нажитого имущества «для своих детей» (п. 176). Вторая половина отходила к господину умершего раба. Из ст.175-176 видно, что государственные рабы и рабы мушкенумов не только располагали правом иметь семью.

муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170). Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь (п. 128). Однако законы в этом случае предусматривают, что если муж будет изменять ей со свободными, «ходить из дома в дом», то жена могла забрать свое приданое и уйти в дом своего отца (п. 142).

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, «отдавать за серебро». Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).
Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.
Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).
Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.
Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Муж-авилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.
Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.
Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.
Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).
Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.
За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.
По ЗХ, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.
В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум.
ЗХ предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.
Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.
Таким образом, ЗХ не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в ЗХ, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений.

Читайте Также  Забалансовые счета бухгалтерского учета

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 2005.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М., 2000.
3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. — М., 2005.
4. Скрипелев Е.А. Основные черты права Древнего Востока (Законы Хаммурапи). — М., 1964.
5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. — Ростов-н/Д, 1994.
6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1994.
7. Хрестоматия по истории Древнего мира. — Т. 1: Древний Восток / Под ред. В.В. Струве. — М., 1950.
8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2003.

Согласно законам царя Хаммурапи, за лжесвидетельство предусмотрено наказание. Если человек обвинил другого человека в убийстве, то он должен доказать это, в ином случае обвинителя приговаривали к смерти. Если же вину удавалось доказать, то обвинитель мог забрать дом виновного в убийстве. А также, если судья вынес приговор, а вскоре изменил его, то его устраняли от судопроизводства и принуждали возместить исковую суму в двенадцатикратном размере.

Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если мужавилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.

Вся жизнь Вавилонского общества отражена в этих законах. Мы узнаем, что в это время в Вавилоне жили богатые рабовладельцы и купцы, торговые агенты и врачи, строители судов и дворцов. Но больше всего в стране было бедных людей, которые работали с утра до ночи, бедных земледельцев, обремененных долгами арендаторов и замученных тяжелым подневольным трудом бесправных рабов.

Право Древнего Вавилона

Упоминание о наследовании можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских папирусах и т. Наследственное право развивалось в зависимости от экономических, политических и других условий жизни общества.

Первобытный строй — первый в истории человечества общественно—экономический строй, формой общественного устройства которого на раннем этапе был, по некоторым гипотезам, матриархат [1].

Конечно, и в тот период от отца к сыну переходили орудия производства орудия охоты и рыбной ловли , которые находились во владении и пользовании рода племени.

Впоследствии семье оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы продовольствия, украшения, знаки принадлежности к роду племени , кроме тех, которые подлежали захоронению вместе с умершим.

При этом возникавшие общественные отношения регулировались не нормами права, а многовековыми традициями и обычаями, нормами религии, морали. Их соблюдение освящалось и обеспечивалось не мерами государственного принуждения, а общественным воздействием, в первую очередь авторитетом наиболее влиятельных членов общины.

Отступнику грозило изгнание, что зачастую обрекало его на смерть. К тому же он навлекал на себя гнев богов, что воспринималось в древности как самое страшное наказание [2]. Таким образом, можно отметить, что в целях укрепления экономической основы родовой общины обычай не допускал выхода имущества умершего за пределы рода.

Принадлежавшее умершему имущество распределялось между сородичами и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери.

Наиболее ценные предметы индивидуального пользования погребались вместе с их владельцем. Если умирала женщина, ее имущество поступало к детям и сестрам но не братьям [3].

Решающую роль в эволюции имущественных отношении сыграл переход от общинной к частной форме собственности, который произошел в эпоху неолитической революции VII? V тысячелетия до н. Появился институт наследования, возникновение которого было связано: во—первых, с переходом от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству, товарному производству; во—вторых, с отменой уравнительного распределения в общине, частным присвоением средств и результатов производства; в—третьих, с ослаблением родоплеменных связей и повышением значения семьи в жизни общества члены семьи умершего получили преимущественное право на его имущество и др.

Постепенно сформировалось право собственности на недвижимость, что было обусловлено: — переходом древних общин к оседлому образу жизни, возникновением территориальных общин и поселений; — возникновением и развитием земледелия и скотоводства закреплением в собственности общины или семьи пахотных земель, пастбищ и др.

В раннеклассовом обществе V? IV тысячелетия до н. На возникновение и развитие наследственного права огромное влияние оказали такие факторы, как: — возникновение государства как особого специализированного общественного института, поддерживающего нормы права; — фактическое и формальное юридическое закрепление социального и имущественного расслоения общества; — идеология и религиозные воззрения общества, представления о тесной связи живых с умершими ответственность за долги наследодателя, невозможность отречения от наследства [4].

Одним из первых памятников права был свод законов Вавилонии периода царствования Хаммурапи — гг. В нем нет прямого указания на допустимость наследования по завещанию, однако согласно статье отец мог путем дарения увеличить долю одного сына за счет уменьшения наследственных долей других сыновей.

Закон Хаммурапи предусматривал, что после смерти родителей к наследованию призывались их сыновья, а наследственное имущество делилось между ними поровну. В этом случае наследники были обязаны обеспечить своих сестер приданым при выходе замуж.

При отсутствии сыновей к наследованию призывались дочери умершего. Жена покойного наследовала вместе с сыновьями, а кроме наследственного имущества она получала и свое приданое. Внуки умершего призывались к наследованию лишь в том случае, если их отец не дожил до открытия наследства. В Афинах о наследовании по завещанию впервые упоминается в законодательстве Солона VI в.

Права завещателя здесь несколько ограничены: завещать мог лишь мужчина, не имеющий сыновей. Отец, имеющий детей мужского пола, усыновленные, а также женщины не могли завещать. Наиболее полное регулирование наследственных отношений рабовладельческого строя содержится в римском праве.

Римское наследственное право прошло долгий и сложный путь развития, который неразрывно связан с ходом развития римской собственности и семьи. Иными словами, наследование рассматривается как переход имущества умершего лица к одному лицу или к нескольким другим лицам.

В юридической литературе существует две концепции понятия наследования: во—первых, наследование представляет собой юридическую фикцию о посмертном продолжении власти домовладыки; во—вторых, наследование как юридическое завершение права собственности.

Читайте Также  Платиновая карта Сбербанка

В развитии римского наследственного права в юридической литературе принято различать четыре периода. Первый — наследственное право древнейшего периода, именуемое цивильным наследованием.

Второй — наследование по преторскому эдикту. Третий — наследование по императорскому доюстиниановскому законодательству. Четвертый — наследование по законодательству Юстиниана — Принципиальным представляется различение наследования по завещанию те stamentum, successio testamentaria и наследования по закону ав intestato.

Из XII Таблиц следует, что наследование по закону могло иметь место только при отсутствии завещания. Наследование по закону было несовместимо с наследованием по завещанию, т. Общей закономерностью в развитии римского наследственного права было постепенное усиление принципа свободы завещательных распоряжений.

Но при любом порядке наследования фигурируют наследодатель и наследник. Действует принцип универсального преемства в имущественных правах и обязанностях наследодателя. Он означает, что на наследника переходят все имущественные права и обязанности наследодателя.

Иными словами, наследник принимает наследство со всеми его активами и пассивами. Сущность наследования по завещанию заключается в возможности собственника распорядиться имуществом и после своей смерти.

Завещание представляет собой одностороннюю сделку, в которой выражается только воля завещателя. Он вправе в одностороннем порядке в любой момент изменить или вовсе отменить завещание.

Согласно древнейшей форме завещания наследодатель, явившись в народное собрание специально созываемое два раза в год , устно и публично называл то лицо, которое хотел видеть своим наследником. Народное собрание не было пассивным свидетелем, его вмешательство являлось весьма внушительным: оно могло одобрить решение наследодателя либо не согласиться с ним.

Председательствовал в собрании верховный понтифик. К этой форме завещания прибегали, скорее всего, когда хотели обойти порядок наследования, установленный законом.

В дальнейшем обращение к народному собранию и утверждение на нем воли завещателя стало простой обрядностью. Другой ранней формой завещания было завещание перед строем войска.

Солдаты в походе накануне сражения публично и устно объявляли свою завещательную волю. Впоследствии стали прибегать к более гибкой, хотя и более сложной форме завещания в семейном кругу, с применением обряда манципации.

По словам Гая, кто не сделал своего завещания ни в комициях, ни перед строем, а между тем чувствовал приближение смерти, тот манципировал свою фамилию, т. Вместе с этими словами доверенное лицо, ударив кусочком меди по чашке весов, передавало ее в качестве мнимой цены завещателю.

В период империи появляется новая форма публичного завещания: занесение распоряжения завещателя в протокол суда или муниципального магистрата, передача в императорскую канцелярию письменного завещания на хранение.

Наследник должен быть ясно и точно назначен лично завещателем, а не кем? В то же время наследником может быть только физическое лицо, а не юридическое.

В сфере наследования по завещанию полностью применимы категории правоспособности и дееспособности. К первой относилось право лица совершать завещание. Завещать были вправе полноправные римские граждане, но не рабы. Не могли завещать также некоторые категории преступников и подвластные дети.

В римском праве отсутствовала завещательная дееспособность у несовершеннолетних, в частности у детей моложе четырнадцати лет для мальчиков и моложе двенадцати лет для девочек. Она отсутствовала у умалишенных, у лиц, объявленных расточителями, и у лиц, которые ни устно, ни письменно не могли изложить свою волю, например глухонемых.

Наследниками могли быть назначены одно или несколько лиц. Завещатель был вправе определить долю каждого наследника.

Если он не делал этого явным образом, то все наследовали в равных долях. В римском праве практиковалась и субституция, т. Иногда назначение наследника сопровождалось возложением на него выполнения каких? Если наследник, получивший имущество под условием, не выполнял возложенные на него обязанности, к нему в административном порядке могли быть применены меры принуждения.

Случалось, что сам завещатель уничтожал завещание, о чем делал формальное заявление перед судом или перед тремя свидетелями. Завещатель мог составить новое завещание. В некоторых случаях завещание могло быть признано недействительным или стать таковым впоследствии.

Например, если отсутствовала завещательная право— и дееспособность, если не были соблюдены необходимые формальности. В то же время даже принятое наследство могло быть отнято у наследника как у недостойного.

Изъятое имущество переходило к другим наследникам или в казну. Для объявления наследника недостойным требовались основания, например: умерщвление наследодателя, уничтожение составленного им завещания, умышленное воспрепятствование составить завещание и другие преступления против наследодателя.

Наследование по закону в римском праве исторически возникло раньше наследования по завещанию. Имущество в случае смерти главы семьи переходило к его родственникам помимо воли наследодателя, в силу сложившегося обычая. Наследование по закону рассматривалось нормальным порядком, а наследование по завещанию лишь отклонением от обычного порядка.

Имущество наследовалось только агнатами, т. Согласно закону XII Таблиц, если кто? Если у умершего нет агнатов, пусть оставшееся после него хозяйство возьмут сородичи. В данном случае устанавливаются три разряда или класса наследников. Во—первых, свои наследники, которые к моменту смерти наследодателя находились под его властью жена, дети, внуки от ранее умерших сыновей, усыновленные.

Если к наследству призывались лица разных степеней родства, например вместо умершего сына заступали двое внуков, то они имели ту часть, которую получил бы их отец, будь он в живых.

Лица одной степени родства делили имущество поровну. Во—вторых , ближайший агнат, под которым понимался прежде всего брат умершего. При наличии нескольких агнатов одинаковой близости они делили имущество поровну. В—третьих, родичи, члены рода, к которому принадлежал наследодатель.

В преторский период развития права в области наследования по закону происходят существенные перемены: агнатское родство вытесняется когнатским родством. Речь идет о лицах, связанных общностью происхождения родичи по крови. Близость когнатского родства измерялась степенями и линиями.

Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников.

Брачно-семейное право

Общими для всех сословий были требования брачно-семейных законов. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемоний здесь не регулировались: по-видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно-семейных отношений.

Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Договор был, как правило, устным. Из литературных памятников известно, что браку сопутствовали особые церемонии и сама процедура заключалась в произнесении фраз типа: «Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой». Письменные договоры употреблялись тогда, когда надо было обговорить некие особые условия. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.

Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле «брать жен» для сыновей. Предполагалось, что он может изгнать сына из семьи и лишить наследства, однако суд исследовал обоснованность этого решения и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца (в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданной замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама. Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге-вдове. Наследство женщин получали только их дети.

Наследственные отношения строились по принципу семейной общности. Завещаний вавилонское право, видимо, не допускало. Однако известны были внутрисемейные дарения имущества (дарения между живыми): мужа жене, отца сыну. Оформленные специальным договором, эти дарения считались неоспоримыми и наследственному переделу не подлежали.

Источники

  1. Кузьмин В. А. Учебное пособие для ССУЗов по уголовному праву; Научная книга - М., 2009. - 904 c.
  2. Конституционное право зарубежных стран / ред. М.В. Баглай. - М.: Норма, 2000. - 819 c.
  3. Кушаев Рашид В свободную Европу!: моногр. ; Издательские решения - М., 2020. - 415 c.
  4. Контроль качества продукции № 11 2014: моногр. ; Стандарты и качество - М., 2014. - 164 c.
  5. Солодко Л. П. Предприниматель без образования юридического лица. Практическое пособие: моногр. ; Научная книга - М., 2009. - 320 c.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Адвокат 2021