Что делать с унаследованными долгами?

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Что делать с унаследованными долгами?" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Наследование долговых обязательств

Принятие наследства включает в себя понятие не только переход к наследникам прав, но и принятие долгов наследодателя. Долги распределяются пропорционально между лицами, вступающими в наследство.

Существует два вида долгов:

1. Первый вид долгов связан со смертью наследодателя. К таким долгам относится, в частности расходы на погребение, расходы на исполнение завещания и т.д.
  2. Второй вид обязательств — это непосредственно долги самого наследодателя. Долги, вытекающие из договорных обязательств (договора купли-продажи, кредитного договора, долги по коммунальным платежам и так далее).

Долги к наследникам переходят солидарно (т.е. кредитор имеет право требовать исполнения обязательства от всех наследников сразу, либо же обратиться за исполнением к одному наследнику). Следует помнить, что в любом случае наследник несет ответственность только в пределах доли принятого имущества.

Основные положения вопроса наследования долгов

Долги по наследству передаются наследникам солидарно, что в свою очередь означает, что каждый наследник, к которому они переходят, отвечает в размере стоимости перешедшего наследного имущества.

Наследники, принявшие наследство на основе наследственной трансмиссии (ст. 1156), отвечают в пределах стоимости наследуемого капитала по долгам наследодателя, но не отвечают этим имуществом по долгам наследников, от которых к ним перешло право на принятие имущества.
Кредиторы умершего имеют законное право предъявить требования к принявшим капитал наследникам в сроки исковой давности, которые предполагаются в случае данных требований. До момента вступления в обязательства по наследству кредиторы могут предъявлять требования к наследственному имуществу или к исполнителю завещания. В первом случае суд вправе приостановить рассмотрение дела до принятия имущества умершего наследниками или же перехода выморочной собственности к Российской Федерации. При предъявлении требований кредиторами срок исковой давности, который установлен для соответствующих требований, не подлежит приостановлению, перерыву и восстановлению.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что имущественные права и обязанности гражданин, как правило, не прекращаются с момента наступления смерти, к категории исключений относятся права и обязанности, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя (ст.418 Гражданского Кодекса).
Долговые обязательства входят в наследство и на основе универсального правопреемства переходят к наследникам. Поэтом из статьи 1175 ответственность по долгам наследодателя приравнивается к ответственности по его обязательствам. Данные обязанности могут иметь различное содержание – от задолженности по коммунальным платежам до неосновательного обогащения. Разбирая данный вопрос, стоит понимать, что переход долга по наследству может касаться не только Гражданского законодательства. Нередки случаи в юридической практике, когда долг по наследству представляет собой ответственность за ущерб, причиненный наследодателем растратой или недостачей вверенных ценностей или иным образом в процессе исполнения трудовых обязанностей.
Не исключены долги наследодателя в области публично-правовых отношений. В частности, уплата налогов прекращается в связи со смертью наследодателя. В то время как задолженность умершего по имущественным налогам (налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и др.) должна быть уплачена наследниками в размере стоимости наследственного имущества (ст. 44 Налогового кодекса). К долгам наследодателя не относятся затраты по уходу во время болезни, его похороны, расходы на охрану наследственного имущества и управление им. К данной категории также не относятся иски о признании права собственности и истребовании принадлежащего капитала, предъявленные третьими лицами.

Читайте Также  Лицензионный договор. Что это? Как правильно зарегистрировать?

Наследование за усопшим

Наследование, согласно ст. 1110 Гражданского кодекса РФ, происходит в порядке универсального правопреемства – все наследство переходит к преемникам в неизменном виде.

В силу действия ст. 1112 ГК, наследственной массой считаются не только вещи усопшего, но и его имущественные права и обязанности. Это означает, что преемники могут получить по наследству долги умершего родственника, например, кредит в банке, или унаследовать ипотечное обременение, если залогодержатель умер.

Единственное, на что преемники не вправе претендовать – это права и обязанности, неразрывные с личностью умершего (алименты, моральный вред), а также неимущественные права и нематериальные блага.

Наследственная масса, согласно ст. 1113 ГК, формируется на момент смерти наследодателя – в нее входят все вещи, права и обязанности, которые были накоплены умершим ко времени смерти.

Последствием смерти является открытие наследства. Оно, согласно ст. 1115 ГК, открывается по последнему месту проживания умершего или месту нахождения его имущества.

Список наследующих преемников формируется исходя из оснований наследования, а также наличия завещания. Однако отдельные лица могут быть лишены наследства, если совершат действия, оговоренные в ст. 1117 ГК.

Наследство по закону

В случаях, когда усопший не оставил завещание, автоматически включается механизм наследования по закону. От него не зависит объем наследственной массы – он лишь влияет на перечень преемников.

Согласно ст. 1141 ГК, правопреемство на основании закона предусматривает соблюдение очередности наследования.

Ст. 1142-1145 и 1148 ГК определяют 8 очередей наследования, представители каждой из которых могут получить свою часть наследства лишь при отсутствии представителей предшествующих очередей.

Состав очередей сформирован на основании степени родства, которая, согласно ст. 1145 ГК, определяется степенью рождений, отделяющих преемников от усопшего.