Права и социальные гарантии инвалидов

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Права и социальные гарантии инвалидов" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Часть IV — Право на труд

Работа для инвалидов часто является одной из самых актуальных проблем, хотя право на труд закреплено в Конституции. Не зависимо от категории и группы инвалидности, будь то спинальник, слабослышащий или слабовидящий, человек с ДЦП или синдромом Дауна, каждый имеет право на труд. Наверное, было бы упущением, если бы сайт для инвалидов обошел бы вниманием эту тему.

1) Какие трудовые льготы имеют инвалиды и родители детей-инвалидов?

В соответствии с ТК РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрены следующие льготы:

— специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов;

— создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

— для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

— при направлении в служебные командировки, привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья (ночное время — время с 22 часов до 6 часов; продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год).

— инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней

— работающим инвалидам предоставляется отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году;

— дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства (по письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению).

Читайте Также  Развод в исламе

2) Я работаю слесарем-сборщиком. Имею инвалидность по общему заболеванию. Инвалидом стал, работая на данном предприятии. Может ли администрация уволить меня в связи с сокращением штата?

Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ) предусмотрены следующие гарантии отдельным категориям работников при сокращении: Статья 179 ТК РФ. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

— семейным при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

— лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

— работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

— инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

— работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Вы подпадаете под одну из указанных в статье категорий, как работник, получивший профессиональное заболевание, следовательно, Вы имеете преимущественное право на оставление на работе.

Кроме того, увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.