Увольнение в связи с выходом на пенсию: порядок, заявление, нюансы

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Увольнение в связи с выходом на пенсию: порядок, заявление, нюансы" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Нужно ли отрабатывать 2 недели?

Когда возникает вопрос о том, должен ли увольняющийся сотрудник, достигнувший пенсионного возраста, отработать 2 (две) недели, нужно обратиться к положениям статьи 80 Трудового кодекса РФ:

1. Часть 1 статьи 80 ТК определяет, что наемный работник вправе уволиться, письменно предупредив работодателя о прекращении трудовых отношений не позднее чем за 14 (четырнадцать) дней. Отсчет такого четырнадцатидневного периода начинается со дня, следующего за днем получения работодателем от сотрудника письменного заявления о предстоящем увольнении. При этом частью 2 статьи 80 ТК оговорено, что трудовые отношения могут быть прекращены досрочно (то есть до истечения 14 дней или иного срока уведомления о предстоящем выбытии сотрудника), если стороны – работодатель и работник – договорились об этом.
  2. Частью 3 статьи 80 ТК установлено, что работник, который подал заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию, вправе указать любой срок прекращения трудовых отношений, а работодатель должен будет рассчитать заявителя в этот срок. Иначе говоря, правилом предупреждения за 2 недели в данном случае можно пренебречь.

Учитывая тот факт, что само понятие «отработка» вообще отсутствует в трудовом законодательстве РФ, гражданин, который увольняется в связи с выходом на пенсию, вправе прекратить трудовые отношения, не оповещая работодателя за 14 дней до увольнения и не отрабатывая 2 недели.

Даже если сотрудник уже достиг пенсионного возраста, но при этом не уволился и продолжил работу на том же предприятии, он сохраняет возможность расторжения с данным работодателем трудового договора без «отработки» и без уведомления за 14 дней в любое время.

Однако если работник уже достиг пенсионного возраста и прекратил трудовые отношения в связи с выходом на пенсию, а затем вновь трудоустроился в ту же самую или другую компанию, по личной инициативе он сможет уволиться теперь только на общих основаниях (то есть не по факту выхода на пенсию, а по иным причинам).

Есть ещё два нюанса, которые следует учесть:

1. Если трудящийся пенсионер инициировал своё увольнение, но в заявлении, адресованном работодателю, не указал, что хочет уйти в связи с выходом на пенсию, правило предупреждения работодателя за 2 недели придется соблюсти. Иными словами, трудящемуся пенсионеру в этом случае придется отработать у работодателя ещё две недели. Чтобы избежать этого, пенсионер может подать новое заявление, указав в нем правильную причину – выход на пенсию.
  2. Если у трудящегося пенсионера на момент подачи уведомления об уходе имеются неиспользованные отпускные дни (больше 14 дней), работодатель может отнести эти дни в стаж трудовой деятельности сотрудника и зачесть их как «отработанные» при увольнении.

Как написать заявление об увольнении по собственному желанию?

Этапы оформления увольнения

Увольнение пенсионера должно пройти с соблюдением основных шагов. Поэтому лучше всего в этом вопросе опираться на порядок увольнения пенсионеров:

1. сотрудник подает заявление на увольнение;
  2. специалист отдела кадров пишет приказ;
  3. с приказом ознакомить начальника предприятия и сотрудника, желающего рассчитаться;
  4. бухгалтерия начисляет выплаты на общих основаниях
  5. кадровик вписывает запись в трудовую.
Читайте Также  ОСП по г.Соликамску и Соликамскому району

Нередко у специалистов возникает вопрос: если пенсионер уволился с работы, надо ли сообщать в Пенсионный фонд. До 2016 года такой необходимости не было. В данный момент так как пенсия индексируется лишь неработающим гражданам, то пенсионер заинтересован в подаче данных сведений. Работодатель ежемесячно подает сведения в Пенсионный фонд, в которых содержится информация о полном перечне сотрудников. Таким образом, ПФ РФ при необходимости автоматически вычислит, работает ли гражданин или нет.

Важно! В случае если после увольнения индексация пенсии не произошла, гражданин вправе самостоятельно обратиться в территориальный орган ПФ РФ с копией трудовой книжки, содержащей запись об увольнении. С момента официального прекращения работы, ПФ произведет перерасчет пенсионных выплат.

Заявление на увольнение льготника

Перед тем как уволить пенсионера по Трудовому кодексу, необходимо взять с него заявление. Это типовой бланк, который составляется на имя руководителя. В качестве причины в форме заявления на увольнение в связи с выходом на пенсию образец обязывает уточнять фразой «увольнение в связи с уходом на пенсию».

Гражданин при одобрении руководителя может уволиться в один день.

В том случае, если работодатель не допускает увольнения сотрудника, гражданин за 14 дней имеет право написать заявление и известить о расторжении трудового договора. Через 2 недели работающий пенсионер имеет полное право не выходить на работу на законных основаниях.

Приказ об увольнении пенсионера

Данный документ является обязательным с юридической точки зрения. Его создает отдел кадров, отправляет на одобрение начальству. Далее увольняющийся гражданин должен быть с ним ознакомлен.

Важно: приказ на увольнение в связи с выходом на пенсию, образец которого в одном экземпляре остается в отделе кадров, а в другом отдается в бухгалтерию, хранится в личном деле сотрудника.

Читайте Также  Кто освобождается от уплаты транспортного налога в 2021 году и как оформить льготы – пошаговая инструкция

По правильно составленному приказу производится расчет с сотрудником.

Внесение записи в трудовую книжку

Кадровик обязан сделать запись в трудовую книжку, указать номер и дату приказа об увольнении в связи с уходом на пенсию. Подписать приказ имеет право как сотрудник кадровой службы (при наличии печати и полномочий), так и руководитель.

Запись в трудовой: «Уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»

При допущении ошибки, стоит ее исправить, чтобы у человека впоследствии не возникли проблемы с расчетом и начислением пенсионных выплат. Увольнение льготника – сложный этап, поэтому гражданин должен знать, как правильно уволиться с работы пенсионеру, чтобы в последствие не иметь проблем с Пенсионным Фондом.

Как оформить заявление об увольнении в связи с выходом на пенсию — образец

В первую очередь пенсионер должен подать работодателю заявление об увольнении. В общем случае, когда сотрудник подает подобное заявление, он обязан отработать 2 недели. Так вот, для пенсионеров это правило не действует. В соответствии с частью 3 статьи 80 ТК РФ, работодатель должен уволить пенсионера в срок, который тот укажет в своем заявлении. Таким образом, датой увольнения является день, который укажет пенсионер.

Далее работодатель должен составить приказ об увольнении. В нем нужно указать тот же день, который сотрудник поставил в заявлении. В качестве основания расторжения трудового договора указывается «инициатива (или собственное желание) работника». Пенсионера с этим приказом нужно ознакомить под роспись.

Подать документы в ПФР для назначения пенсии работник вправе лично, через работодателя или другого представителя (ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее – Закон № 400-ФЗ, п. 3 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 19.01.2016 № 14н). Однако компания должна выполнить просьбу сотрудника, только если заключила с отделением Пенсионного фонда соглашение об обмене электронными документами для назначения пенсии. Если такого соглашения нет, можете отказать сотруднику.

Какие сведения направлять в ПФР. Когда соглашение с фондом есть, работодатель должен проводить заблаговременную работу, то есть заранее отправлять в фонд сведения о будущих пенсионерах. Так, компания передает в ПФР списки работников, которые выйдут на пенсию в ближайший год. Логично делать это в начале года. Если вы приняли на работу сотрудников, которые выходят на пенсию в текущем году, то информацию об этом направляйте в ПФР по мере их приема, но не чаще одного раза в три месяца (п. 3.3 Примерного порядка, утв. информационным письмом ПФР и ФНПР от 28.12.2016 № АД-25-26/19130 и № 101-114/237, далее – Порядок).

Читайте Также  Сколько надо отрабатывать пенсионеру при увольнении по собственному желанию

Кроме списка работников компания должна заранее передать в ПФР ряд других документов на сотрудников, которые получат право на пенсию в ближайшие 12 месяцев (схема ниже). Но предварительно возьмите у работников отдельное согласие на обработку и передачу персональных данных в ПФР (образец ниже).

Если работник решил сам обращаться в ПФР за назначением пенсии, вы обязаны выдать ему оригинал трудовой книжки. Вручите ее сотруднику не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления. Работник обязан вернуть трудовую книжку обратно в такой же срок со дня ее получения из ПФР (ст. 62 ТК).

Когда сотрудник претендует на досрочную пенсию, он может запросить дополнительные документы. Это справки о характере работы, продолжительности рабочего дня, об описании работы, если наименование профессии не соответствует спискам вредных производств.

Работник может потребовать копии документов, связанных с работой – приказов о приеме, переводах, справки о заработной плате и др. Копии документов важно правильно заверить (ст. 62 ТК). Отметка о заверении копии содержит реквизиты: слово «Верно», наименование должности того, кто заверяет копию, подпись и ее расшифровка, дата, надпись о месте хранения документа, с которого изготовили копию, печать организации. Можно использовать штамп (п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст).

Если сотрудник достиг пенсионного возраста, это не основание его увольнять. Но когда это его желание, ваша задача правильно оформить документы. Сначала получите и зарегистрируйте в журнале входящих документов заявление работника (образец ниже). Если он увольняется в связи с выходом на пенсию, необходимо, чтобы эту пенсию ему назначили. Помните, что в этом случае сотрудник не обязан отрабатывать две недели, его увольняют в срок, о котором он просит (ч. 2 ст. 80 ТК).

1. Гражданин и право №09/2014; Высшая школа - Москва, 2014. - 542 c.
  2. Громаковский, Алексей 3 в 1. Все, что нужно для сдачи экзамена в ГИБДД: ПДД, билеты, вождение с изменениями на 2017 год / Алексей Громаковский. - М.: Эксмо, 2017. - 251 c.
  3. Чернявский А. Г. Юридическая ответственность. Основные подходы в современной науке: материалы круглого стола; КноРус - М., 2017. - 705 c.
  4. Деловая переписка. Правила написания немецких деловых писем. - М.: ЭТС; Издание 2-е, испр., 2003. - 240 c.
  5. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". - М.: Велби, 2002. - 107 c.